психологический кинозал

блог

monster

Про драмы, фильмы ужасов, фильмы-катастрофы

Кристоф Турке на стыке философии и психоанализа прослеживает истоки развития культуры от доисторических жертвоприношений человека. Анализ приводит его к базовой гипотезе: любая сценическая постановка или кино содержит в своей сердцевине следы архаических жертвенных актов. С постепенным развитием снов и способности к символизации акты жертвоприношений уже не совершаются. Они оказались «загнаны» в бессознательное и повторялись в ритуальной форме как коллективные представления. Архаические жертвенные ритуалы были призваны облегчить связанные со смертью травматические переживание, которым люди не могли найти объяснения. Выбранных из собственной среды членов группы приносили в жертву не только для того, чтобы описать ужас, но и чтобы превратить его в коллективную поддержку. 


Если понимать кино, как масс-медийную, направленную вовне форму человеческого сна, который перерабатывает эти ранние формы культурного развития, то к ней будут применимы все формы обработки реальности сновидением – смещение (качества, чувства к одному человеку смещаются на другого), сгущение (усиление, концентрация, умножение качеств, чувств), превращение в противоположное.

Сценические постановки и кино являются наследием ранних коллективных жертвенных ритуалов. Они повторяют и конденсируют коллективно испытанный архаический ужас и «уменьшают его значение». Это события одновременно воображаемые и реальные. Герои фильма не могут избежать своей судьбы. Группа преследователей оказывается в позиции наблюдателя (фильм «Голодные игры»). Таким образом может быть достигнуто психологическое облегчение, страхи ослаблены: убийственные желания уже давно превратились в разыгрывание, а табу на убийство не было нарушено. Агрессивное возбуждение пробуждается, проживается и ослабляется постановкой на экране или на сцене – в зрительном зале, без осознания человеком всех деструктивных чувств, кровожадных импульсов и фантазий, которые у него были по отношению к жертве и которые становятся его собственными.

Такой способ уберечь зрителей от их собственных агрессивных влечений стал результатом долгого процесса приобщения к культуре. Для того чтобы коллектив, к которому принадлежит агрессор, превратился в «аудиторию», должны были быть созданы возможности по делегированию, соединенные со способностью к символизации: коллектив больше не участвует в жертвенном акте напрямую. Избранные представители, с которыми идентифицируется коллектив, инсценируют жертвенный ритуал и приносят жертву.

В мире кино и сценических постановок режиссеры и актеры взяли на себя эти роли: режиссеры инсценируют жертвоприношение и сам акт, актеры исполняют его (фильм «Солнцестояние»). Вследствие того, что бессознательное устроено подобно айсбергу, табуированные сегодня убийственные желания скрыты в каждом человеке множеством слоев вытесненных личных переживаний, как и исторических событий коллективных травм жертв и агрессоров (войны, геноцид), которые так же передавались из поколения в поколение.

(по работам Беаты Вест- Лёер) 

26 декабря 2020

Болышева Ирина Борисовна

Психоаналитический психолог, 

 член ЛРОО «Коллегия психологов» 

Базовую основу моих знаний, которыми пользуюсь в работе, составляют Теория Развития и Теория Объектных Отношений. Понимание того как устроена психика одного человека, как формируется и развивается личность, под влиянием чего развитие идет непрерывно и последовательно, а какие факторы приводят к сбоям, определяют мой психоаналитический подход и метод работы с детьми, подростками и взрослыми. А знание того по каким законам «складываются или не складываются» отношения между двумя, тремя и более людьми, дает возможность помочь клиентам с вопросами в семейных отношениях, с проблемами на работе или в конфликтных ситуациях в рабочих коллективах (бизнес-консультирование) – помочь в решении проблем в любых межличностных отношениях.

 Контакты:

bolysheva.irina@yandex.ru 

ВКонтакте

Facebook