психологический кинозал

блог

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, ПСИХОТЕРАПИЯ, ПСИХОАНАЛИЗ, ПСИХИАТРИЯ - 

КАКОЙ ВИД ПОМОЩИ ТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ КАКИХ СИТУАЦИЙ?

Когда человек собирается обратиться к психологу или психоаналитику, он не очень представляет, с кем имеет дело и что произойдет в кабинете. 

Существует разница между психиатрами, психотерапевтами, психоаналитиками, психологами и специалистами по коррекционной педагогике. 

ПСИХИАТРИЯ 

Если сам человек (редко) или близкие окружающие люди (часто) замечает(ют), что он возбужден, заторможен или подавлен, теряет мысль, проявляет признаки искаженного сознания, приписывает себе воображаемые поступки, заявляет что достоин смерти, превращает кого-нибудь в объект своего бреда; ели его действия могут подвергнуть его жизнь опасности или способен совершить агрессивный поступок, опасный для другого --- требуется консультация психиатра. 

ПСИХОЛОГИЯ 

Психологи есть везде, где люди живут, находятся вместе: на работе, в школе, в детских садах, в больнице, в армии и т.д. Психологи проводят тестирование, чтобы оценить склонности, способности, особенности личности, характера. Есть специалисты по патологической психологии - они трудятся в больницах, поликлиниках, специализированных консультациях. Родителям детей советуют проконсультироваться с психологом для того, чтобы было проведено тестирование, которое помогает понять трудности ребенка. После чего психолог сможет дать рекомендации родителям, педагогам и испытывающему трудности ребенку. 

ПСИХОТЕРАПИЯ 

Психотерапия - это особенная система отношений, ряд бесед: клиент говорит, психотерапевт слушает, входит в доверие, дает возможность выразить конфликт внутри личности или в отношениях с другими людьми. Когда человек уверен в деликатности слушателя, он может открыться и выговориться - это помогает. 

Нет возраста, в котором психотерапия не могла бы помочь тому, кто хочет улучшить свои отношения с самим собой и окружающими. Показанием к психотерапии является недавнее нарушение межличностных связей. 

Если заметно, что: 

- у ребенка возраста до 6 мес утеряна связь с матерью или в возрасте между 5-20 месяцами с обоими родителями и другими членами семьи, вне дома; 

- в возрасте старше 30 мес ребенок дома ощущает себя в безопасности, но боится внешнего мира и своих сверстников или не умеет играть; 

- в школьном возрасте ребенок терпит неудачу, когда он невзлюбил школу, или если ему не нравятся все остальные свойственные его возрасту занятия; 

- начиная с 8 лет у ребенка нет друзей, если он не умеет занять себя дома, не любит играть на улице, избегает родителей или наоборот, не выносит расставания с ними; 

- с наступлением половой зрелости подросток по-прежнему психологически остается ребенком, уклоняется от общения с товарищами, девочками и мальчиками, или хорошо чувствует себя только с папой, мамой; 

- подросток не стремится к сверстникам, молчит с родителями, ощущает себя не в своей тарелке. 

- в юности после удачного старта, обещающего хорошее продолжение, молодому человеку не удается совместить в одном партнере любовь и сексуальную жизнь, если сам субъект ощущает себя в затруднительном положении, если жизнь пугает его; 

- для взрослых – если человек страдает от самого себя, от окружающих, думает, что приносит окружающим одни страдания или действительно заставляет их страдать от своего характера, если межличностные конфликты отравляют существование, тогда как на самом деле имеются все предпосылки к тому, чтобы быть счастливым; 

- в зрелом возрасте, когда дети уже выросли и личная жизнь чувственная, культурная, половая, потеряла привлекательность, если кажется, что жить можно только непрерывно видя ставших взрослыми детей, если перестают выносить своего супруга и не находят удовлетворения в общении с окружающими; 

- в возрасте, когда испытания старостью завладевают всем вниманием, заставляют субъекта уйти в себя и не пытаться использовать все возможности для общения с окружающим миром. И когда приближение смерти пугает. 

Показания к психотерапии многочисленны. Но бывает печально видеть - когда человек приходит через два-три года и более, после того, как ему впервые посоветовали обратиться к психотерапии, и за это время он увяз в трудностях, поначалу случайных, с течением времени отравивших его эмоциональную и социальную жизнь, повлекшие за собой вторичные эффекты. И теперь ему потребуется длительная терапия и только при помощи психоанализа. 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ и ПСИХОАНАЛИЗ 

В чем разница между простой поддерживающей психотерапией и психоаналитической? Разница в образовании психотерапевта. Простую поддерживающую психотерапию могут проводить врачи, психиатры, психологи, умеющие вызвать на разговор, помочь выразить то, что на сердце, на душе. Психоаналитическую психотерапию можно проводить только с собеседником со специальным образованием (психоанализ) и прошедшим свой личный психоанализ, умеющим услышать подсознательное, то, что происходит и выражается без нашего ведома, когда мы говорим. Внешне процесс психотерапии представляет собой то же самое, но терапевт, прошедший психоанализ, своим поведением помогает решению самых глубинных, самых давних проблем клиента, давая им выплыть на поверхность и выразиться. 

В чем разница между психоаналитической терапией и психоанализом? Ведь и для того, и для другого специалист формируется путем длительного персонального психоанализа. Различается методика. Психотерапия проводится лицом к лицу, говорят оба, но обычно клиент больше, чем терапевт, который вмешивается, чтобы облегчить беседу, помочь выразиться клиенту. Психотерапия имеет исключительно терапевтическую цель. Упоминают только то, что не ладится именно сейчас, чтобы осознать затруднение и выйти из него. Психотерапия касается взбудораженного состояния сознания, отношений с близкими, реальности и того, как всему этому противостоять. Психотерапия затрагивает в большей степени то, что на поверхности. Психотерапия помогает восстановить жизненное равновесие, вернуть себе уверенность, найти верный путь, выйти из трудного периода. 

В психоанализе клиент лежит на кушетке, он не видит аналитика, который молчит. Суть в том, чтобы клиент проговаривал все, о чем он думает и что ощущает - говорит все, что приходит в голову. Опыт показывает, что через воображаемые отношения психоаналитика и анализируемого и сны, о которых он говорит, клиент подсознательно переживает прошлый опыт, возвращаясь к истокам своей истории. Это как путешествие, приключение, к концу которого человек становится психически менее хрупким, укрепляется психическая структура. 

В психоанализе возникают самые давние воспоминания - те, что были забыты полностью. Это как заново прожить всю свою жизнь - любовь, ненависть, недоверие и доверие и так далее - вокруг воображаемых отношений с психоаналитиком. Часто это бывает тяжело и мучительно, и это долгий труд, где речь не идет непосредственно об излечении. Скорее это можно представить, как присвоение себе своей собственной жизни. Часто клиент и обращается с ощущением - “живу не своей жизнью”. Психоанализ не имеет непосредственно терапевтической цели. Он требует свободы, которой мы не всегда располагаем, в любых ситуациях и в любом возрасте. Психоанализ не имеет широких показаний и подразумевает серьезную мотивацию к осознанию своей человеческой функции (осознать и принять себя как человека, как личность). 

При психоаналитической терапии или психоанализе детей прибегают не только к слову, но и к рисунку, спонтанной свободной игре - это то, что дает понять аналитику подсознательные преграды в развитии ребенка, которые не могут преодолеть ни добрая воля, ни обучение навыкам. 

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА 

Специалисты коррекционной педагогики (логопеды, дефектологи) - это люди, обученные помогать ребенку посредством очень точной техники и методики приобретения навыков с инструментальными затруднениями (плохо говорит, чтение, письмо, счет, ловкость движений). Например, коррекционной педагогики достаточно для ребенка, который хорошо играет, прекрасно выражается с помощью мимики и жестов, отличается живостью, хочет общаться - но при этом плохо говорит (затруднение инструмента - речевого аппарата). Но часто бывает, что специалисты (логопеды) замечают, что ребенок не в состоянии преодолеть или не имеет желания победить свое затруднение (отказывается говорить). В таких случаях коррекционная педагогика терпит неудачу, потому что она должна быть подготовлена психотерапией, которая обнаруживает нефизиологические причины умственных, эмоциональных, коммуникативных затруднений. Психотерапия в таких случаях должна проводиться до коррекции или одновременно с ней. 

4 сентября 2020

Болышева Ирина Борисовна

Психоаналитический психолог, 

 член ЛРОО «Коллегия психологов» 

Базовую основу моих знаний, которыми пользуюсь в работе, составляют Теория Развития и Теория Объектных Отношений. Понимание того как устроена психика одного человека, как формируется и развивается личность, под влиянием чего развитие идет непрерывно и последовательно, а какие факторы приводят к сбоям, определяют мой психоаналитический подход и метод работы с детьми, подростками и взрослыми. А знание того по каким законам «складываются или не складываются» отношения между двумя, тремя и более людьми, дает возможность помочь клиентам с вопросами в семейных отношениях, с проблемами на работе или в конфликтных ситуациях в рабочих коллективах (бизнес-консультирование) – помочь в решении проблем в любых межличностных отношениях.

 Контакты:

bolysheva.irina@yandex.ru 

ВКонтакте

Facebook