психологический кинозал

блог

запрет

Воспитание. 

Последствия родительских запретов для взрослых

Воспитание детей, процесс сам по себе очень сложный. Поскольку точно никто не знает, как правильно надо это делать. Несмотря на то, что в отечественной педагогике есть общая тенденция, но научных подходов великое множество. А в реальности у каждого человека есть свое мнение на этот счет. В большинстве своём оно основывается на том, как человека самого воспитывали в детстве. Другими словами, людям свойственно переносить модель своего воспитания на своих детей. Причем зачастую люди искренне верят в то, что это и есть самая приемлемая и правильная система. При этом редко склонны подвергать сомнениям и тем более изменению какие-то моменты такого воспитания. Мотивация очень простая «Я же вырос или выросла и ничего». 

На мой взгляд, самая главная задача родителя по отношению к своему ребенку это научить его тем навыками и их использованию, которые позволят ему выжить в нашем мире без родителей. Мы приобретаем еще в детстве большое количество весьма полезных навыков, а какие-то получаем уже при рождении. Проблема в том, что у людей, зачастую можно наблюдать, неадекватное использование полезных навыков. Связано это с тем, что в детстве их не научили совершать самостоятельный выбор. Поскольку родители в своей излишней заботе, или по другим причинам (нехватка времени) предпочитали делать что-то не вместе с детьми, а вместо них. Самый простой пример это школьные сочинения, или выполнение домашнего задания. 

К решению выше означенной задачи можно отнести и формирование у ребенка умения создавать свою собственную систему оценок событий и ситуаций. Ведь очень часто взрослые ограничиваются тем, что выдают ребенку определённое количество запретов, причем с очень нечеткими границами. И в результате, не умея самостоятельно оценивать реальность и руководствуясь неясными запретами, у ребенка складывается впечатление, что он не сильно чего-то и хочет, или не знает точно, что хотеть можно, а что нельзя. В последствии такие проблемы с осуществлением осознанного и самостоятельного выбора могут привести к тому, что человек попадает в ситуацию, когда ему уже во взрослом возрасте ничего не хочется. Поскольку привитый еще в детстве запрет (который был либо расплывчатым, либо неадекватным) будет действовать, как сдерживающий фактор. Этакая внутренняя мама, которая не сильно, но ругает за что-то, и поэтому так делать нельзя. Сам человек с трудом может понять причину своего «не хотения», но трудностей в жизни оно точно добавит. 

Речь не о том, что запреты не нужны совсем, а про то что у них должны быть четкие границы и правила. При этом не стоит забывать о том, что дети больше и лучше всего усваивают не суть поучительных бесед, а пример родителей. Для него родители до определённого возраста непререкаемый пример для подражания. И никакие слова не объяснят мальчику, что курить вредно, если он видит, что папа курит. 

Каждому хочется, чтобы его ребёнок вырос счастливым, и это вполне возможно. если относится к воспитанию осознанно с пониманием, что именно оно создает будущего человека и личность. 


Живите с радостью! 

19 апреля 2021

Антон черных

Психолог 

Эксперт по вопросам межличностных отношений. 

Психология личностного роста и коррекции взаимоотношений с окружающими. Консультации, тренинги, обучающие программы.

 Контакты:

chanton75@mail.ru 

ВКонтакте

Страница на B17